8-800-550-28-65 Звонок по России бесплатно
15 окт 2018

Система «Платон». Куда уходят взносы?

Очередные недовольства российских водителей против системы «Платон» возникли после увеличения тарифов 24 марта 2017-го. Участники протестных акций убеждают, что дорожные сборы отрицательно влияют на перевозки, и требуют их полностью отменить. Чем же не угодил водителям «Платон» и как он вообще появился?

Дороги надо ремонтировать

Взыскание платы за повреждение дорог большегрузами появилось в законах в 2011-ом. ФЗ № 257 предусматривает внесение в бюджет компенсаций владельцами машин массой более 12 тонн, при езде по федеральным трассам. Взносы должны направляться на устранение вреда, нанесенного покрытиям. Технически отслеживание автомобилей было увязано со спутниковой навигацией ГЛОНАСС.

После многолетней апробации более примитивная методика развилась в систему «Платон». Ее официальный запуск состоялся 15 ноября 2015-го. Что интересно, сбор денег государство переложило на частный бизнес — ИП или юридических лиц. Оператор обязан каждый день перечислять выручку в бюджет, оставляя себе часть за труды. Система является аналогом германской и копируется почти без изменений.

Проблема в тарифах

По мнению владельцев транспорта, берут с них слишком много. В начале работы «Платона» тариф составлял 1.53 рубля за километр. Потом его планировали повысить до 3.50, или даже до 3.73. Но быстро возникшие массовые протесты притормозили повышение. Премьер-министр РФ издал 24 марта 2017-го указ, где размер оплаты определен в 1.91 рубля/км. Все равно протестных акций стало намного больше.

Кто получает деньги?

В данное время оператор «Платона» — «РТ-Инвест Транспортные Системы». Фирма возникла 24 июня 2014-го. Очевидно ООО «РТИТС» создавалось специально под дорожные сборы. Государство выбрало эту фирму почти сразу после ее создания, без конкурсных мероприятий, в закрытом режиме. Хотя в законодательстве (ФЗ № 44) четко указана обязательность конкурса в таких случаях.

Из других нарушений следует отметить сдачу в концессию бортовых устройств, конструкций для технического контроля и платежной системы. Тогда как в законе о концессионных соглашениях разрешенными объектами являются дороги, защитные и производственные сооружения.

Концессия как таковая скопирована у европейских стран, где она рассматривается, как вид административного договора. Но в российских законах нет такого понятия, как административный договор.

Куда идут средства?

Автодороги общего пользования входят в федеральную собственность (ФЗ № 257). Их обслуживание и ремонт осуществляется за бюджетные деньги. Система «Платон» должна пополнять бюджет, но хватит ли собранных средств?

По приблизительным оценкам, большегрузы ежегодно наносят дорогам ущерб в 2.5 трлн. руб. В дорожном фонде за 2016 год было 635 млрд. руб. Из них лишь около 80 млрд внес оператор «Платона», забрав себе за посредничество 10 млрд. Безусловно, это не чистая прибыль. Есть операционные расходы, выплата займа. Но как видно, поступающих сборов совершенно недостаточно для приведения дорог в порядок. Зато наживаются некие частные структуры.

Официально «РТИТС» работает в убыток, но не собирается отказываться от концессии. Обращают на себя внимание большие управленческие расходы, привилегированные поставщики, и сомнительные взаимозачеты с государством по части транспортного налога. Поле для коррупции огромное. Страдают региональные бюджеты, поскольку доходы идут только в федеральный.

Итоги

Как результат, сборы, собираемые через систему «Платон», приводят к повышению стоимости транспортных услуг. Расплачиваются в конечном итоге потребители товаров, подвозимых грузовиками.

Бесплатная консультация